Александр Миллер: «Удача приходит к тем, кто формирует подсознание»

19 сентября исполнилось 70 лет самому успешному тренеру по дзюдо на просторах бывшего СССР и России, челябинцу Александру Евгеньевичу Миллеру.

19 сентября исполнилось 70 лет самому успешному тренеру по дзюдо на просторах бывшего СССР и России, челябинцу Александру Евгеньевичу Миллеру.

Знаменитый наставник в эксклюзивном интервью «СпортУрала» рассказал о секретах тренерской работы, своих учителях, мотивации, патриотизме, психологии спортсмена, важности подсознания и признался в любви к своей профессии. А в конце разговора раскрылся с неожиданной стороны.

- Александр Евгеньевич, в юбилей принято, как правило, говорить о достижениях и итогах. Не будем нарушать традицию. Что сделано?

- Прежде всего, я хотел бы сказать, что в этом году у меня  еще одна юбилейная дата. В сентябре исполняется 45 лет моей тренерской деятельности.

Подводя итоги, отмечу, что мне очень повезло: со мной рядом оказались люди, которые помогали в моей работе. Поэтому кое-что удалось сделать: это знаковые награды, которые важны для страны. Мои воспитанники завоевали 24 медали различного достоинства на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских игр. Только «золота» на чемпионатах России добыто 28.

А если взять все награды первенств страны, Кубки мира, Кубки Европы, то это более 150 медалей. Подготовлено 18 мастеров спорта международного класса, четыре заслуженных мастера спорта, 43 мастера спорта.

- Откройте секрет своих успехов.

- Тренерская работа требует больших усилий, затрат, знаний. Тренер – это многогранная личность. Он все должен уметь: быть артистом, эквилибристом (улыбается), врачом, педагогом, психологом - все совмещать в одном лице.
Тренер и спортсмен это разные вещи. И если кто-то считает, что великий спортсмен  это уже великий тренер, то это большое заблуждение. Потому что психология у них разная. В спортсмене  мы сначала формируем большого эгоиста, чтобы он побеждал, а тренер - это фигура отдающая, а не берущая. И материальные ресурсы, и знания,  и душу, и энергию. 
За каждой медалью стоят нервы, энергия, большая работа. Могут сказать, в чем-то повезло. Но не бывает везения, бывает удача, а удача приходит к тем, кто правильно формирует подсознание.  Тот, кто хочет делать. Со мной  бывало так, особенно в тот  период , когда я был молодым тренером. Денег нет, но сильное желание формирует событие,  и всегда в самый ответственный момент находился тот человек, который давал деньги и ничего не срывалось. Это говорит о том, что тренер  должен обладать колоссальным желанием, и под колоссальное желание  формируется событие. Только нужно правильно формировать задание подсознанию.

У нас  есть сознание, которое отключается, когда мы спим, и подсознание, которое нас не отпускает от первой до последней минуты. И если правильно сформировать  задачу подсознанию, то оно работает. Вы, наверное, заметили, что иногда вы все время думаете о чем-то, то это случается.

- Действительно, мысли материализуются.

- Да, мысли материальны. Что еще хотел бы добавить. Для меня двигателями турбонаддува являются любовь и цель. За 45 лет у меня всегда была любовь и цель. Когда некоторые люди говорят, что им скучно, я такого понять не могу. Я такого слова не ощущал, не  знал, и надеюсь, не буду знать. Потому что всегда найду, чем заняться и если бы у меня было двое суток в сутках, одни из них я бы посвящал своей профессиональной деятельности, вторые сутки - саду, растениям и цветам.

- Вы практически как тренер всего добились. Мотивация осталась?

-  Осталась, потому что я всю жизнь занимался своим делом. Никогда не стремился к руководящим должностям. Единственный раз, когда  открывали Центр дзюдо в Челябинске. Я был одним из инициаторов его создания (вместе с губернатором Петром Ивановичем Суминым – прим.авт.)  и стал первым его директором. Но директорство это не мое, я люблю творчество. Поэтому оно было краткосрочным.

- Вы подготовили чемпионов мира, Европы, Олимпийских игр. Что вы говорили своим подопечным, ученикам, как настраивали на схватки? Ведь это своего рода искусство.

- Самое главное, я никогда не работал без науки. С 1982 года всегда с научным обеспечением. Первым руководителем  комплексной научной группы у меня был профессор, доктор наук Олег Александрович Сиротин.  Впоследствии я все время работал с Сергеем Ивановичем Телюком из московского ВНИИФКа. Без научного подхода  большого результата не сделать.

Со своими подопечными я работал индивидуально. Каждый человек, спортсмены здесь не исключение, требует индивидуального подхода. Вот как раз мы опять выходим к науке, к психологии. Важно определить тип человека, его  сильную или слабую нервную систему. Спортсмену можно  неправильным настроем навредить. Нужно знать, что сказать спортсмену исходя из его типа нервной деятельности. Если он сильный, техничный спортсмен, но слабая нервная система – его надо успокаивать. А борца с сильной системой надо будоражить, потому что сильная нервная система только приходит в тонус на соревнованиях. Поэтому и бывает часто, что спортсмены, которые на тренировках творят чудеса, на соревнованиях превращаются в других людей. Все зависит от нервной системы, особенно в единоборствах.

- Что все-таки важнее в дзюдо: сила, реакция, настрой, голова или характер?

- Характер, сила духа. Сила в большинстве случаев уступает бойцовскому духу и характеру. Мало быть сильным, надо быть сильным духом. И часто сильные духом побеждают сильных физически. Физическая сила – это механика. Чтобы эту механику привести в действие, нужна сильная воля и нервы. Но, как говорится, всевышний два раза в один карман не кладет. Поэтому  очень редко  бывает, чтобы сильный духом был также физически сильным.

- У вас были такие  спортсмены?

- Нет, это очень редкое явление.

- Из наших, челябинских борцов, Григорий Веричев был таким?

- Григорий был силен духом. Он не был выдающимся спортсменом в физическом плане. Зато это был самый настоящий гладиатор, боец. Он выходил на татами и говорил: «В этом квадрате я охотник.  А выйду за татами, вы мне все друзья». И чаще всего, чтобы быть таким, нужно быть по темпераменту сангвиником.  80 процентов чемпионов это сангвиники, на втором месте холерики, потом уже флегматики и меланхолики.

- У вас же были хорошие учителя. Давайте вспомним о них.

-  Я всегда благодарен моему главному учителю – Харису Мунасиповичу Юсупову, который ввел меня в круг великих тренеров, заслуженных тренеров СССР. Я был молодым, всегда был с ним рядом, и мне удалось увидеть когорту выдающихся тренеров, которые в то время готовили выдающихся спортсменов, чемпионов мира и Олимпийских игр. Это Якуб Камболетович Коблев из Майкопа, Ярослав Иванович Волощук из Киева, Юрий Михайлович Курицын, Владлен Михайлович Андреев, Михаил Григорьевич Скрыпов из Курска. Когда с ними общался, я рос.

- Что вы от них взяли в первую очередь?

- Взял, в первую очередь, тренерские хитрости и нюансы. И главное, что они мне показали, что можно быть не великим спортсменом, а быть  великим знатоком того, чем ты занимаешься. И очень любить свое дело.  Все хорошее создается любовью.  Они не были великими техниками, но они создали великие школы, они не были  великими спортсменами, но стали великими тренерами.

В юбилей о неюбилейном

- Давайте  поговорим не только о достижениях, о неюбилейном. Мне кажется, что сегодня южноуральское дзюдо снизило результаты. Как вы считаете?

- Есть причины. Нашему виду стали меньше уделять внимания. Считаю, что после чемпионата Европы и мира по дзюдо, проведенных в Челябинске, дзюдо в регионе отодвинули на второй план. Всегда наш вид спорта был губернаторским. Когда губернатором был Петр Иванович Сумин, он назначил на руководящие должности в южноуральском дзюдо людей, которые поддерживали нашу борьбу. Это Андрей Николаевич Косилов и Анатолий Петрович Сурков. Когда пришел Михаил Валерьевич Юревич, он помог нам с президентом областной федерации. Был великолепный  президент – Сергей Павлович Коростелев,  председатель совета директоров саткинского «Магнезита». Но в период, когда губернатором стал Борис Александрович Дубровский, нас просто бросили и мы выживали, как могли. Но в таких условиях можно только сделать только средний результат. И те не менее,  мы определенный  потенциал сохранили, у нас продолжали быть призеры на чемпионатах мира – это Кирилл Денисов и Денис Ярцев. Но это было уже ослабление позиций. Борис Дубровский и Евгений Редин, отвечавший за спорт в регионе, даже не были ни разу в центре дзюдо, и даже не знают, где он находится. И кадровая чехарда с директорами Центра дзюдо тоже сыграла свою роль.
Во главе Центра дзюдо должен стоять настоящий управленец. И в прошлом году такой появился. Это бывший заместитель министра спорта области Олег Фаикович Мухаметзянов. Он  знает глубоко спорт, он сам спортсмен, мастер спорта международного класса, и в то же время у него колоссальный опыт в управлении спортом. В Центре сейчас сбалансированный коллектив, нам нужна только поддержка. Для того, чтобы сделать высокий результат, нужна сильная группа спонсорская, сильная федерация. Кстати, в период работы Дубровского федерация как таковая фактически отсутствовала. И как в этих условиях показать те же результаты, которые мы ранее показывали?
Вот это главная причина снижения уровня дзюдо на Южном Урале – кадровая чехарда, отсутствие внимания властей.

- Кто сейчас президент областной федерации дзюдо?

- У нас сейчас нет президента федерации. Ведь наш вид сделал очень много в развитии спорта на Южном Урале.

- Я уверен, что вы исправите ситуацию.

- Мы надеемся на нынешнего губернатора Алексея Леонидовича Текслера. Ведь наш вид сделал очень много в развитии спорта на Южном Урале, дзюдо всегда работало на благо области.  Губернатор нам шел навстречу, но пандемия коронавируса  помешала. Я надеюсь, что Алексей Леонидович нам поможет с президентом федерации, и мы опять начнем мощное восхождение. Как тогда, в кризис 90-х, когда никто ничего не мог, а мы поднялись.  Челябинское дзюдо должно возродиться и выйти на прежний уровень.

- У южноуральских дзюдоистов существует связь поколений, традиции, когда более старшие товарищи передают свой опыт молодежи, опекают и поддерживают их. А как с молодыми тренерами, есть кому передавать свой опыт?

- Мы  единственная школа дзюдо в России, которая поймала  вторую волну. Из тех тренеров-гигантов, которых я перечислил, ни одна школа не поймала вторую тренерскую волну, то есть не оказалось достойных последователей. А я  подхватил наследие Юсупова и поднял школу еще выше. У нас есть талантливые молодые тренеры - Андрей Востриков, Сергей Лепихин, Сергей Игнатенко, заслуженный мастер спорта Иван Першин. Это уже третья тренерская волна. Если кто-то из них станет настоящим лидером, а я надеюсь, то это будет уникальная ситуация в России.

О стихах, цветах, друзьях

- Александр Евгеньевич, вам никогда не предлагали уехать из Челябинска? Наверняка такие предложения были. Да и родственники за границей живут.

- Я никогда об этом не задумывался. Предложений было много.  Можно было быть в Москве, Питере, за рубежом. Но я люблю свою родину, патриот России, это во мне. Я много раз был за границей, видел, что если бы там  оказался, я был бы «сыт, обут», но мне б душу некуда было бы деть. Россия страна возможностей, страна души. Только здесь можешь состояться. Здесь ты вырос, твои корни, здесь твоя среда, ты в ней как рыба в воде.  Для себя лично я готов в два, три раза хуже жить, но чтобы страна наша сохранилась. Я и ребятам внушаю: не введитесь на посулы, гаджеты, а опирайтесь на нашу историю.

- Словом, где родился, там и пригодился.

- Вот именно.  Для меня ясно одно: хотел быть тренером, стал тренером, и до последних дней буду работать тренером. Потому что это особая  профессия. Если у тебя нет энергии и желания, то не работай. А у меня это есть. У меня сейчас занимаются новые талантливые ученики, 15-16-летние, которые уже являются призерами Кубков Европы. Считайте, идет еще одна волна достойных южноуральских дзюдоистов.

- Что вам дал спорт?

- Мне спорт дал все. Хотя это было трудно. Увидел мир, встречался с известными людьми, сильными мира сего. Даже с главой государства.  11 раз встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, когда был старшим тренером питерского клуба «Явара-Нева». Я  работал там 11 лет, и за это время команда завоевала семь золотых медалей на клубных Кубках Европы, два серебра. А сейчас там директором клуба является мой  ученик Виталий Макаров. И самый большой вклад в победы клуба внесли челябинские дзюдоисты. 16  человек в разное время выступали за клуб и наибольшее количество очков в команду принесли челябинцы.

- Кроме дзюдо, чем интересуетесь? У многих сложилось мнение, что тренер – это человек, целиком сосредоточенный на спорте, на своей профессии. И больше его ничего не интересует.
- Я считаю, большой тренер всегда многогранен.  Я люблю стихи, знаю наизусть 60 стихотворений, это для того, чтобы тренировать память. Разных поэтов, это помогает быть в тонусе. Люблю заниматься садом, растениями, цветами, люблю друзей, общение. На многие хобби тренерская работа не дает времени. Интересуюсь политикой, слежу за ней, могу  с разными людьми говорить на разные темы и не выглядеть дураком (смеется).

- Дом построили?

- Построил. Живу уже восемь лет. Там у меня сад, люблю красоту, красоту цветов, природу.

- Можете процитировать какое - нибудь краткое четверостишие?

Любите тех, кто просто рядом,
Кто не посмеет изменить,
Кто согревает  теплым взглядом,
Кто просто помогает жить.

Важнее в жизни ведь не вид,
Обманчив часто он бывает,
Не то красиво, что блестит
Красиво то, что согревает.

Михаил Араловец, «Спорт Урала».

Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту? Напишите о них