Подготовка сборной России к домашнему турниру серии «Мастерс» в Тюмени вступает в завершающую фазу. Российская команда практически в полном боевом составе сейчас проводит учебно-тренировочные сборы в челябинском Центре олимпийской подготовки. Один из тренеров сборной, правая рука Эцио Гамбы, Дмитрий Морозов позитивно оценивает ход подготовки, рассказал о ближайших планах и задачах команды и уверяет, что результаты предстоящих турниров играют не самую важную роль.
– Дмитрий Евгеньевич, на что в первую очередь направлены нынешние сборы?
– У нас вообще вся подготовка спланирована на новый олимпийский цикл. Несмотря на то, что ребята по ходу цикла принимают участие во многих различных соревнованиях, в конечном результате все наши занятия и сборы направлены на подготовку к Олимпийским играм.
– Как себя чувствуют и чем занимаются сейчас медалисты последних Игр в Лондоне?
– Наша задача, чтобы эти ребята вернулись сейчас к своему предолимпийскому состоянию. Они должны его не только повторить, но и немного улучшить, усилить. Это непростая задача. Представляете, это надо вернуться на свой высокий уровень подготовки, а еще и постараться немножко добавить в «физике».
– Уже успели ощутить на себе, что после лондонского триумфа настрой соперников на российских дзюдоистов стал совсем другим?
– Это вполне естественно. Это следовало ожидать, если учесть то, как мы выступили в Лондоне. Для многих наши спортсмены стали серьезным раздражителем. И настрой у них запредельный. Соперники выходят на татами с целью показать против россиян все, на что способны. Тяжело приходится и нашим ребятам. Теперь им к каждому поединку нужно серьезно готовиться. А еще уметь распределить свои силы на все соревнования. Но мы не боимся этих трудностей, они закаляют характер. Позволяют выйти еще на более высокий уровень мастерства.
– После Олимпиады в команде появляются новые имена. Например, очень серьезно добавил в результатах Ренат Саидов. Помимо него, кого-то еще можете выделить? От кого можно ждать прорыва?
– Ренат действительно добавил очень прилично в последнее время. Но если говорить о самых высоких местах на крупнейших турнирах, ему надо еще очень много работать. Прибавлять и прибавлять! Да, он показал, что у него есть потенциал, и он сейчас работает в полную силу. Он молодец, но, повторюсь, добавлять ему надо очень много. Что касается остальных ребят, то выделять кого-то из сборной будет не правильно. У них есть задача бороться не между собой, а показывать результаты и прибавлять в мастерстве на международных стартах.
– В сборной России большая группа спортсменов, которых вы условно разделили на основной и несколько резервных составов. Насколько сложно определять состав участников на тот или иной турнир?
– Нет, это не сложно. Выбирать и знать тех, кто лучше готов на данный момент – это наша работа. Мы каждый день находимся с ребятами, следим за ними, видим то, в какой они находятся форме. На основе увиденного и составляем для каждого индивидуальный план как тренировок, так и участия в соревнованиях. Думаю, сложнее приходится самим ребятам, потому что каждый из них хочет поехать на крупный турнир, хочет видеть себя в составе и иметь постоянную соревновательную практику. Мы эти моменты учитываем, стремимся к тому, чтобы дать шанс проявить себя каждому.
– А результаты того же турнира «Мастерс» в Тюмени для вас имеют какое-то значение?
– Нет, результат здесь не главное, хотя очки для рейтинга важно набирать как можно больше. По большому счету все соревнования, в том числе и чемпионаты Европы и мира, являются этапом подготовки к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро. Все остальное – второстепенное. К слову, таким же образом мы вели подготовку к Лондону-2012, где-то жертвуя результатами на крупным международных турнирах. И, как видите, не прогадали.
– Однако чемпионат мира-2014, который пройдет в Челябинске, наверное, стоит особняком? Там-то от вас будут требовать результат?
– К чемпионату мира в Челябинске мы будем готовиться серьезнее, чем к чемпионату мира в нынешнем году. Во-первых, будем выступать у себя дома. А во-вторых, он будет на год ближе к Олимпиаде. Но все равно, повторюсь, мы не ставим и не видим главной цели в победах на таких турнирах. Потому что главный старт, как вы понимаете, это олимпиада.
– Тренерский штаб сборной претерпел какие-то изменения?
– Да, он у нас сильно расширился. Стратегия и методы работы остались прежними. У нас нет такого, что один главнее другого, все тренеры отвечают за свою часть работы, при этом помогая друг другу. А вот новые люди добавились. В том олимпийском цикле еще не были официально в команде, но уже активно помогали нам Вячеслав Шишкин и Евгений Унгин. Теперь же они официально добавились в мужскую тренерскую команду. Плюс, мы еще добавили Анзора Гаунова из Нальчика и Максима Пономарева из Санкт-Петербурга. Также в ближайшее время в команде должен появиться еще один тренер. Кроме того, у нас есть тренеры на контрактах, которые не работают постоянно, но подключаются на определенных этапах.
– Вы имеете в виду иностранных специалистов, которых вы подключаете к работе с командой на некоторых сборах?
– Да, именно. Они тоже привносят что-то свое и полезное для нас. Обмен опытом играет важную роль.
– С недавних пор Эцио Гамба руководит еще и женской сборной. Насколько это сложно ему и как изменилась работа у вас?
– У Эцио, безусловно, увеличился объем работы. Он, по сути, не только не только наставник спортсменов, он еще и тренер нашей тренерской команды. Сейчас он больше требует от нас самостоятельности. Так и говорит: это больше не система Гамбы, а наша система. Эцио нас знакомит с планом, объясняет основные направления, дает задания, смотрит, как мы их выполняем и либо утверждает, либо вносит свои коррективы, то есть в большей степени руководит процессом.
Виталий Визаулин, сайт "Спорт Урала", http://www.sporturala.ru.Фото Юрия Зайкова.











